Зырянская люлька-зыбка

Колыбель называли по-разному: люлька, качалка, баюкалка, колыска, колыбелька, зибка, а на коми-зырянском языке «потан». История люльки началась с рождением первых людей, праотцев человечества.

Наш Дом-музей «Коми изба» ещё совсем молодой, нам всего лишь 14 лет, но здесь довольно много ярких и необычных экспонатов, которые рассказывают о том, как жили наши предки, чем они занимались, какими были людьми.

Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. Она была небольших размеров (около 50 см в ширину и до 100 см в длину), подвешенная к специальным креплениям, основное предназначение которой – укачивать младенца. В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований.

Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия. Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — вынянчить, вырастить подрастающего человечка.

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась из поколения к поколение: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному. Так было и в семье Коневых.

Зыбка нам была подарена жительницей нашего села Марией Фёдоровной Коневой. Ещё в середине 50-х годов появился этот предмет в молодой семье Коневых с рождением первенца, это была дочь. После появления второго ребёнка люлька перешла к младшенькой. Через определённое время у Марии Фёдоровны и Александра Михайловича рождаются двойняшки, и одной из дочерей вновь выпадает возможность спать в этой колыбельке. По воспоминаниям Анны Александровны Худалей зыбка прослужила для троих старших детей, а для последующих появились другие кроватки-качалки по типу «ваньки-встаньки». Эта колыбелька бережно хранилась в семье Коневых и спустя много лет в 2010 году её принесли в дар музею, и теперь этот уникальный предмет находится на нашей постоянной экспозиции в Доме-музее «Коми изба» и ею любуются все посетители. Для многих — это знакомый предмет, другие с восхищением узнают о её происхождении и использовании в быту.

Зыбка подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имеет подножку для качания. Очеп – это длинная, гибкая и крепкая жердь, прикрепленная к потолочной матице (верхний брус избы). Как правило, очеп делали из молодой березы; сосновая жердь ломается, а еловая не так хорошо выгибается. Береза хорошо гнется и одновременно не трясется, и качание мягкое, без толчков. В матицу вбивали железное кольцо и вдергивали в него очеп — и тянулся он в пол-избы. На конце очепа еще гвоздь вколачивали, и веревку наматывали, чтобы зыбка не слетела. Теплый воздух, как известно, поднимается вверх, и младенец в такой люльке был защищен от сквозняков. Внутрь колыбели клали обереги, призванные защитить ребенка от болезней и сглаза (крестик и иконку).

Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке может заболеть.

    Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить более 200 лет. Важно было, кто именно делал колыбельку для младенца. Обычно отец или близкий родственник собственноручно мастерили люльку. Если заказывали у мастеров, то обязательно интересовались их характерами и судьбой, ведь считалось, что через руки мастера передаётся большое количество энергии в вещь, которую он создаёт. А для маленького человечка энергия его кроватки обязательно должна быть благостной. Наш экспонат был изготовлен отцом Марии Фёдоровны, Хозяиновым Фёдором Мироновичем.

Полог на зыбку готовила мама ребёнка, что также было очень важным моментом:

он защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В небогатой семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.

На дно зыбки укладывалась перина для младенца, набитая лебяжьим или утиным пухом. В такой колыбельке ребёнку было очень тепло и уютно. Вместо соски использовали смоченный в сладкой водичке хлеб, который заворачивали в тряпочку или марлечку.

Управлять зыбкой или «рулить», как говорили в народе, было целым искусством: при резких движениях нового качка зыбка резко подпрыгивала, и ребенок мог вылететь наружу. Качок, вынянчивший несколько поколений детей, обеспечивал ровные и спокойные движения. Обычно качали младенца ногой, занимались рукоделием. Под нежную колыбельную песню ребёнок засыпал.